Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Хочешь быть красивым – поступи в гусары»

«Хочешь быть красивым – поступи в гусары»

Музей военной формы одежды - один из самых малоизвестных, но наиболее интересных музеев России
Александр Музафаров
31.05.2011
«Хочешь быть красивым – поступи в гусары»

Первоначально музей был основан по указу Императора Александра II Освободителя и именовался Императорским интендантским музеем. В его коллекции хранились образцы формы российских войск, начиная с образования регулярной армии при Петре Великом, иностранные мундиры, пробные и экспериментальные разработки.

После революции богатейшая коллекция музея была частично передана в фонды Музея артиллерии и инженерных войск, частично – театрам и киностудиям, а частично – просто разворована. Часть экспонатов оказалась в распоряжении интендантского управления РККА. Именно это собрание, вместе с вернувшимися из артиллерийского музея экспонатами позволило восстановить музей в 60-е годы ХХ века. Впрочем, тогда музей официально именовался хранилищем исторических образцов одежды при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны. Статус ведомственного музея был возвращен лишь в 90-е годы.

Всего в собрании музея более 16 тысяч единиц хранения – мундиры Российской и Советской армии, головные уборы, знаки различия, амуничные вещи, предметы снаряжения, знамена, награды и даже… чучело коня наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова по кличке «Маузер».

В тускло освещенных (чтобы не выцветали старые мундиры) залах музея перед посетителем наглядно предстает вся история вооруженных сил России. Глядя на непривычный вид мундиров прошлых эпох невольно задумываешься – а как же это носили и как же в этом воевали? Но присмотревшись внимательно, понимаешь, что при всей красочности облика форма солдат прошлого отвечала главным критериям, которые должны предъявляться к военной форме и в настоящее время – удобство и функциональность. Сверкающие металлические эполеты могли защитить плечо кавалериста от сабельного удара, яркая расцветка мундиров позволяла полководцам определять части на поле боя, и т.д. Важное значение уделяли и внешнему облику воина - облику солдата, «слуги государева». «Хочешь быть красивым – поступи в гусары», - советовал современникам Козьма Прутков.

После революции ситуация изменилась. При разработке военной формы в первые два десятилетия существования советской власти ее старались делать максимально непохожей, на форму старой русской армии. Однако полностью старые традиции перебить не удалось, они проявлялись в мелких деталях, особенностях кроя, манере ношения формы. Поэтому возвращение в 1943 году к историческим традициям не было неожиданным, оно оказалось востребованным. Настолько востребованным, что советским идеологам пришлось вернуться к традиции. Советская военная форма второй половины ХХ века – это попытка создать нечто новое, не отказываясь от основных традиционных элементов. Речь в данном случае идет о парадной и строевой форме. Если изменения полевого обмундирования связаны с изменениями в технике и вооружении, то строевая и парадные формы – это отражение взглядов на облик армии и ее место в обществе. В таких странах как США, Великобритания, Франция – парадная форма не меняется на протяжении десятилетий. Британские гвардейцы носят почти такой же алый мундир, как и их предки во времена Крымской войны, у нас же только за последние полвека парадная форма менялась пять раз.

Примечательно, что и после 1991 года историческое наследие русского военного мундира остается мало востребованным. К сотрудникам музея, к сожалению, не обращались за консультациями при разработке последнего варианта парадной формы российской армии. Возможно, поэтому он и получился столь неудачным, и на парад 9 мая 2011 года солдаты и офицеры надели полевое обмундирование.

Остается надеяться, что богатейшая коллекция Музея военной формы одежды будет востребована в будущем. Потому что очень часто новое – это хорошо забытое старое.

В настоящее время музей входит в состав вещевой службы Главного интендантского управления Министерства обороны, но, несмотря на это, открыт для всех.

Посетители допускаются в музей по предварительной записи в составе экскурсионных групп.

Адрес музея:

Моская область, п. Бахчиванджи (Щёлково-4),

в/ч 762 ЦОКБ вещевой службы.

Телефон: (495) 544-86-11.

Музей работает:

ежедневно с 9:00 до 18:00 часов,

выходные дни — суббота и воскресенье.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..