Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Поможет ли Москва договориться Баку и Еревану?

Поможет ли Москва договориться Баку и Еревану?

Комментирует сотрудник Фонда стратегической культуры Андрей Арешев
05.11.2008
Поможет ли Москва договориться Баку и Еревану?

Во время встречи президентов Армении, Азербайджана и России была подписана совместная декларация по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Комментирует сотрудник Фонда стратегической культуры Андрей Арешев:

- Прежде всего, нужно отметить, что за длительный период времени это первый документ, под которым стоят подписи президентов двух конфликтующих сторон - Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Стоит также отметить и тот факт, что декларация появилась непосредственно накануне президентских выборов в Соединенных Штатах Америки - как известно, за океаном сейчас заняты преимущественно внутренними проблемами и временно ослабили свой интерес к далекому кавказскому региону. Тем не менее председатель Минской группы ОБСЕ господин Мэтью Брайза, занимающийся урегулированием карабахского конфликта от США, уже оценил эту декларацию положительно.

Пункты документа имеют общий, расплывчатый характер, что совершенно естественно в вопросах урегулирования любого конфликта, а тем более, столь сложного, как карабахский. Поэтому ссылка на нормы и принципы международного права может интерпретироваться сторонами в соответствии с их практически диаметрально противоположными подходами. То есть, армянская сторона будет говорить преимущественно о принципе самоопределения народов, а азербайджанская - о том, что этот принцип должен быть подчинен принципу территориальной целостности. В то же время указания на необходимость урегулирования нагорно-карабахского конфликта путем диалога и стремление продолжать переговоры - уже положительный результат, ради которого стоило собираться. Что касается упоминания роли всех сопредседателей Минской группы ОБСЕ в достигнутых договоренностях, то это лишь дипломатический жест в адрес США и Европейского союза, вечно подозревающих Россию в «имперских амбициях», особенно после августовских событий вокруг Южной Осетии. Ибо и в Вашингтоне, и в Брюсселе плохо разбираются в реалиях кавказского региона. Их активность в Закавказье можно объяснить скорее стремлением обеспечить свои экономические и военно-стратегические интересы.

Особого внимания заслуживает третий пункт декларации. Здесь стороны (включая Россию) соглашаются, что «достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов». Стоит отметить, что пока ни уровень этих гарантий, ни конкретных параметров даже не просматриваются. Не в последнюю очередь это происходит из-за того, что Нагорный Карабах в переговорах лидеров Армении и Азербайджана не участвует. Если речь идет, скажем, о вводе неких миротворческих сил на территорию «пояса безопасности», то в условиях нерешенности ключевой проблемы – статуса Нагорного Карабаха – это может привести, напротив, к разморозке конфликта. Ереван никогда не сможет сдать территории «пояса безопасности», и решение этого вопроса, столь интересующее азербайджанскую сторону, не может быть достигнуто без привлечения Степанакерта в качестве самостоятельного субъекта переговорного процесса. Меры по укреплению доверия, заявленные в декларации, более чем актуальны, однако, без участия НКР они так и останутся благими намерениями. Как показал пример Южной Осетии и Абхазии, в отношении которых ключевые вопросы статуса государств упорно игнорируются, попытки сконцентрироваться на важных, но менее значимых проблемах, к примеру, вопросе беженцев - вовсе не способствуют долгосрочному урегулированию, и приводят скорее к заморозке конфликта.

Зафиксированные на бумаге обязательства сторон не решать конфликт военным путем, возможно, именно тот максимум, которого в нынешних условиях можно было добиться. Тут важно соизмерять реальную ситуацию и не стремиться получить от сторон больше чем то, на что они могут пойти. Ни армянская, ни азербайджанская сторона к кардинальным компромиссам на сегодняшний день не готовы. Это связано с тем, что отсутствует система коллективной региональной безопасности, о которой так много говорится, но которая вряд ли будет создана в обозримом будущем. В этих условиях замораживание конфликта – тот самый максимально положительный эффект, на который можно рассчитывать.

Следует также отметить, что Россия собрала за круглым столом президентов противоборствующих сторон, а это, безусловно, свидетельствует о возросшей роли нашей страны на Южном Кавказе. Так что, в плане активизации посреднической роли России и ее самостоятельного голоса на Кавказе, – это крайне важный документ. 

Рубрику ведет Дарья Муравина

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.