Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Не расстанусь с комсомолом?

Не расстанусь с комсомолом?

Комментируют эксперты Святослав Рыбас, Леонтий Бызов, Александр Вдовин
28.10.2013
Не расстанусь с комсомолом?

Накануне 95-летия создания комсомола общественность снова задается вопросом - нужна ли стране массовая молодёжная организация, действующая при поддержке государства?

Комментируют эксперты Святослав Рыбас, Леонтий Бызов, Александр Вдовин.

Святослав Рыбас, писатель:

– Отмечаемая годовщина комсомола – это явный вызов современной политической системе, на который хотелось бы ответить, да нечего. Хотя наша Конституция отрицает за государством всякую идеологию, я всё же имею в виду в первую очередь не это. Имею в виду смыслы, какими человек живёт.

Мой комсомольский опыт начинался с редакции областной молодёжной газеты, со студенческих строительных отрядов в Тюмени и Томске, продолжился работой в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Я встречался с разными людьми и разными ситуациями и позволю себе определить то главное, что давал комсомол обществу. Это воспитание лояльности государству, патриотизм, коллективизм, это канализация социальной энергии молодёжи, поощрение личного самосовершенствования.

Конечно, были герои, были и карьеристы, но в главном своём существе комсомол выполнял позитивную, и прежде всего в человеческом, духовном смысле, миссию.

Вспомним его воспитанников, которые возглавляли нашу страну: это секретарь ЦК комсомола Карелии Юрий Андропов, секретарь Ставропольского крайкома комсомола Михаил Горбачёв, член комитета комсомола Ленинградского государственного университета Дмитрий Медведев. Хотя они и разные, и по-разному сложились их судьбы, разные оставляли следы, но эти безусловные лидеры начинали с молодёжного движения. О великолепных министрах, академиках, врачах, инженерах, учителях, агрономах и не говорю. Тот, кто хотел, стремился, не отсиживался по углам, тот поднимался, опираясь на поддержку комсомола.

Так, многие писатели начали творческую карьеру с выпуска первых книг в редакции по работе с молодыми авторами «Молодой гвардии»: спортсмены – с детских и юношеских турниров по футболу, хоккею, шахматам, проводимым под эгидой комсомола; учёные – с сотрудниче­ства с Советом молодых учёных; военные – с военно-спортивной игры «Зарница». Были все возможности испытать, попробовать себя, приложить силы, определиться с выбором достойного жизненного пути.

А идеология? Да, если хотите, была идеология: совершенствуйся, будь полезен стране и обществу, уважай традиции.

Поэтому отвечаю на вопрос: категорически да! А уж как всё выстраивать в наши времена – другое дело. Комсомол ведь тоже создавался не по написанным кем-то и где-то рецептам.

Леонтий Бызов, политолог:

– Советский комсомол за своё более чем 70-лет­нее существование проделал огромный путь, во многом с разворотом на 180 градусов. Я вступил школьником в комсомол в самом конце 60-х. Эта фаза его развития была уже мало похожа на тот героический образ боевого отряда борцов за новую жизнь, о чём мы читали в книгах «Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия», да что-то слышали от родителей.

Комсомол превращался в мои времена в классическую школу советского цинизма, когда говорилось одно, писалось другое, а думалось третье… Моё поколение, наверное, стало первым в стране полностью равнодушным к идеям коммунизма, беззаветного труда во имя светлого будущего. Для большинства рядовых членов ВЛКСМ «почётное право» носить под сердцем комсомольский билет было неизбежной обязаловкой (типа поездок на картошку), совершенно необходимой, чтобы хоть чего-то добиться в этой жизни. Ну а комсомольскую карьеру делали в основном карьеристы.

Впрочем, во всём этом было и что-то весёлое, вроде совместных походов членов нашего институтского бюро ВЛКСМ попить пива в Парке культуры. А ещё по комсомольской разнарядке мы дежурили на полуопустевших улицах Москвы во время московской Олимпиады-80...

И, надо сказать, что эта неформальная сторона тогдашнего комсомола, предполагающая очень интенсивное общение молодых, амбициозных, карьерно настроенных людей, и определила реальную суть того комсомола, который стал уже первоначальной школой бизнеса, договорных отношений, решения всевозможных проблем.

Под эгидой комсомола активно произрастали и стройотряды, и центры научно-технического творчества, во многом апробировавшие к той совет­ской реальности принципы артелей и кооперативов, расцветших (и увядших) уже в горбачёвские времена. Скажем, центры НТТМ стали первым опытом обналичивания безналичных денежных средств, эффективным способом делать вполне реальные деньги. Совсем неслучайно некоторые мои товарищи по комитету комсомола ЦЭМИ АН СССР стали потом членами гайдаровского правительства, а позже миллиардерами-олигархами – со всеми характерными чертами вчерашних карьерных комсомольцев – циничные, хваткие, уж точно что никакие не идеалисты. Впрочем, каковы времена, таков и комсомол, наверное…

Сегодня организованы сверху многочисленные эрзац-комсомолы. Большая часть их существует ровно до того момента, пока на них проливаются деньги, дармовые обеды в летних лагерях с удовольствиями и развлечениями. Здесь нет реального, а не деланного патриотизма, активного отношения к жизни. Думаю, что если теперь за дело возьмутся нынешние специалисты по внутренней политике, то они вряд ли создадут что-то качественно иное.

Надежду вселяет то, что новые поколения молодёжи уже где-то пресытились (или обязательно пресытятся) атмосферой цинизма и прагматизма. История всё-таки движется кругами. Я уверен, что «живые всходы» появятся, но только не в качестве нового комсомола как младшего брата партии власти. И вообще не на политической и идеологической поляне. А на поляне экологии, волонтёрства, сохранения природного, исторического наследия и всего того, что делает нашу страну родиной не на словах, а на деле. И тогда эта организация станет не удобным партнёром властей, а скорее их оппонентом.

Александр Вдовин, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:

– Деятельность ВЛКСМ как активного помощника КПСС в осуществлении утопических программ этой партии (мировая революция, коммунизм к 1980 году и т.п.) оценивать со знаком «плюс» ни к чему.

Однако нельзя забывать, что вклад комсомола в индустриализацию, в Победу 1945 года, в освоение космоса и многие другие достижения нашего народа велик и бесспорен.

Современная организация, которая объединяла бы и воспитывала молодых патриотов, сознательных, высокообразованных, любящих труд, укрепляющих дружбу народов и готовых в любой момент встать на защиту Родины, вне всякого сомнения – необходима. Инициатива, энтузиазм и романтика молодости, нацеленность на благие дела – это же замечательно. Массовый РСМ при поддержке государства и политических партий мог бы играть большую созидательную роль в обществе.

Кстати

Если вы захотите через интернетовскую Википедию что-то узнать о комсомоле как о Всесоюзной молодёжной организации, вас ждёт разочарование. Такой статьи в этом популярном разделе попросту нет.

Как будто и не было этой организации, с которой так или иначе были связаны судьбы десятков и десятков миллионов людей Советского Союза. Они прокладывали железные дороги и строили гидроэлектростанции, шли в лётчики и трактористы, их прострелянные комсомольские билеты находили на местах боёв Великой Отечественной войны.

Потом они поднимали страну из руин и противостояли бандитам, осваивали целину и космос, побеждали на олимпиадах и сочиняли прекрасные песни – поющие их сегодня даже и не знают, из какого они времени... Просто хорошие, вот и поются.

Во имя ли комсомола всё это делалось? С именем ли комсомола? Наверное, нет. Но это было, и комсомол этому помогал. В его истории были горькие страницы, много формализма, он слишком старался шагать за партией, не слыша иных голосов…

Но зачем же перечёркивать эти страницы? Почему не взять из тех времён что-то поучительное для сегодняшней жизни?

Интересно, собираются ли составители «единых учебников по истории» рассказать о комсомоле? Честно, без прикрас, но и без незаслуженных обвинений.

ПодготовилВладимир Сухомлинов



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..