Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Что мешает созданию зоны свободной торговли СНГ?

Что мешает созданию зоны свободной торговли СНГ?

Комментирует политолог Игорь Войтенко
21.03.2012
Что мешает созданию зоны свободной торговли СНГ?

Состоялся межправительственный форум стран Содружества.

Комментирует политолог Игорь Войтенко:

- На форуме проявились две противоположные тенденции. С одной стороны, до конца апреля восемь стран СНГ – Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина, Армения, Молдавия, Таджикистан и Киргизстан - ратифицируют Договор «О зоне свободной торговли». Но, с другой - в нормативно-правовой базе не только этих, но и других стран СНГ по-прежнему остается масса нестыковок. Что затрудняет создание и упомянутой зоны, а в более широком контексте, - формирование единого экономического пространства в рамках всего Содружества.

Так, по данным главы исполкома Электроэнергетического совета СНГ Евгения Мишука, во всех странах Содружества пока действуют национальные правила электроэнергетики, которые лишь в малой степени состыкованы друг с другом. Поэтому развитие единой электроэнергетической системы в СНГ и, например, вложение совместных инвестиций в ее развитие весьма затруднительно. Вдобавок, некоторые страны (в частности, Узбекистан) в основном по политическим причинам прерывают транзит электричества из других регионов Содружества в Туркмению и Таджикистан, как и «электротранзит» из этих стран в другие регионы СНГ. Но такая ситуация создает угрозу стабильному энергоснабжению большинства стран Содружества.

Владимир Соколин, председатель Статистического комитета СНГ, обратил внимание на то, что между многими государствами Содружества сохраняются различия в показателях социально-экономической и внешнеторговой статистики. Что, в свою очередь, затрудняет и комплексные экономические исследования, и сопоставимость данных национальной социально-экономической отчетности.

А Анатолий Гришанович, замдиректора Белорусского инновационного фонда, обратил внимание на отсутствие единой политики в сфере инноваций в рамках всего СНГ. Поэтому не исключено, по его мнению, дублирование национальных инновационных проектов. Что может привести, образно говоря, к «интеграционному застою» в инновационной политике Содружества.

Немало нестыковок и в промышленной, внешнеторговой, тарифной политике.

Да и по зоне свободной торговли (ЗСТ) еще немало разночтений. Так, РФ настаивает на том, чтобы на какое-то время сохранялись ввозные и вывозные пошлины на ряд товаров и услуг. Ибо в договоре о ЗСТ эти вопросы чётко не отражены. А Белоруссия, Украина и Молдавия выступают за единовременную отмену этих ограничений во взаимной торговле. Причем позиция Казахстана в этом вопросе близка к российской, а позиция Армении, Киргизстана и Таджикистана – сходна с белорусской, украинской, молдавской.

Складывается впечатление, что страны СНГ подписывают интеграционные документы быстрее, чем решают конкретные проблемы, затрудняющие реальную интеграцию. Поэтому, на мой взгляд, эти документы рискуют остаться, в большинстве своем, на бумаге. Если не удастся выработать согласованную политику по спорным вопросам, а точнее –если реальными межгосударственными выгодами от свободной торговли пожертвуют во имя амбиций – ведомственных и политических

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.