Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Ассоциация ЕС с Украиной: всё только начинается?

Ассоциация ЕС с Украиной: всё только начинается?

Комментирует политолог Виктор Пироженко
22.04.2016
Ассоциация ЕС с Украиной: всё только начинается?

Еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан заявил, что соглашение об ассоциации ЕС-Украина предварительно вступило в силу.

Комментирует политолог Виктор Пироженко:

- «27 членов ЕС уже ратифицировали соглашение с Украиной, Нидерланды предварительно ратифицировали, поэтому мы можем сказать, что соглашение предварительно вступило в силу и теперь Европейский совет должен дать нам идеи, как нам двигаться дальше», — сказал Хан на пресс-конференции в Киеве.

Также Хан выразил надежду, что в ближайшее время решится вопрос о безвизовом режиме Евросоюза для украинцев.

Как видно, парламент Голландии проигнорировал результаты референдума, согласно которым 61% (около 2,5 миллиона человек) проголосовали против ассоциации с Украиной. Формальным оправданием послужило то, что они носили рекомендательный характер, что давало парламенту страны определённую возможность для манёвра. Он ею и воспользовался.  

Обсуждение данного вопроса организовали 19 апреля голландские социалисты, логично развивая свою инициативу с референдумом. Их лидер Гарри ван Боммель подготовил законопроект, прямо обязывающий правительство имплементировать результаты референдума от 6 апреля. Для его утверждения не хватило голосов: всего 71– «против» и 75 – «за».

В итоге депутаты парламента Нидерландов выбрали нейтральный вариант - проголосовали за предоставление правительству большего времени, чтобы найти решение относительно результатов референдума. Фактически какое-либо определённое решение отложено до июня. Депутаты просто подтвердили решение правительства Нидерландов, которое обещало определить позицию относительно Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не ранее конца июня.

Премьеру Марку Рютте придётся в правительственном решении практически учесть результаты референдума и избежать при этом конфликта с Брюсселем. Сам Рютте, со своей стороны, заявил ранее, что власти считают необходимым провести переговоры с европейскими партнерами о внесении возможных изменений в договор. По словам премьера, данный процесс может занять несколько месяцев, но решение следует ожидать, как он подтвердил, не раньше конца июня – после референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе и намеченного после него встречи ЕС в верхах.

Видимо, права представитель МИД Мария Захарова, оценив действия властей Голландии, как выполнение «соцзаказа».

Развитие ситуации подтверждает мнение профессора международного и европейского права Университета Неймегена Генри де Веле, что в ближайшей перспективе правительство Нидерландов имеет как минимум пять вариантов действий.

Премьер-министр Марк Рютте может заново рассмотреть вопрос о ратификации соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной и оставить принятое ранее решение в силе.  В этом случае главный аргумент может состоять в том, что подавляющее большинство противников соглашения считает, что оно открывает путь Украине в ЕС, тогда как на самом деле это не так.

Второй вариант, как считает профессор де Веле, состоит в том, что «правительство может опубликовать заявление, в котором заверит, что Украина не будет принята в ЕС и никакие дополнительные средства не будут выделяться этой стране. Это заявление также может быть добавлено в само соглашение об ассоциации».

Третий вариант: Нидерланды могут обратиться в Совет министров ЕС с просьбой, чтобы их особая позиция была учтена. Тогда около 90% соглашения, касающиеся торговли, продолжат свое действие, а 10%, касающиеся борьбы с коррупцией, транспорта, энергетики и защиты прав животных, будут распространяться только на остальные 27 стран ЕС.

Четвертый и пятые варианты, по его словам, более радикальные. «В одном случае стороны (ЕС и Украина) должны возобновить переговоры по соглашению и внести изменения, которые устроят голландскую сторону, - подчеркнул профессор. - А в другом случае, Нидерланды могут наложить вето на документ, что, по его мнению, маловероятно.

Киевский режим может устроить лишь первый и, возможно, третий вариант. Первый  вариант не предполагает никаких изменений в тексте документа (либо непринципиальные изменения) и не приведёт к отыгрыванию ситуации с ассоциацией вспять. Но этот вариант, как раз в силу массовых отрицательных настроений в Голландии по ассоциации с Украиной и решительного настроя оппозиции, скорее всего, нереален.

Все остальные варианты требуют пересмотра текста договора и создают ситуацию неопределённости. И именно в этом вопросе киевский режим ожидаемо пошёл на конфронтацию - глава МИД Климкин 16 апреля сообщил о том, что власти Украины не станут вносить никаких изменений в существующий текст соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

Изменения в тексте самого договора могут поставить в повестку ЕС вопрос о новой процедуре ратификации уже обновлённого соглашения об ассоциации парламентами всех 28 членов ЕС. А возможные изменения в тексте, например, по второму варианту, который может быть предложен Киеву в качестве компромисса, категорически неприемлемы для него, поскольку перечёркивают тайные надежды режима на хоть какие-то, пусть и весьма отдалённые, перспективы членства в ЕС. Весь смысл ассоциации, как для режима, так и для оболваненного им населения как раз и заключался в том, чтобы использовать этот формат отношений с ЕС как промежуточный этап на пути членства.

Призывами потерпеть во имя вхождения в «европейский рай» (да ещё  ради борьбы с мифической «агрессией Кремля») киевский режим пользовался два года, гася прорывающиеся протесты в ответ на неуклонное ухудшение качества жизни. И это возмущение, как и в 2014 году, может быть поддержано под удобным поводом оппозицией и олигархами, учитывая серьёзные противоречия между ними и властью.

В целом анализ разных вариантов действий Нидерландов показывает как минимум одно: итоги референдума, скорее всего, будут иметь некие последствия для соглашения об ассоциации ЕС не только с Украиной, но и с иными участниками «Восточного партнёрства» (ВП). И это чувствует сам еврокомиссар Хан, предусмотрительно оговорившийся, что соглашение с Украиной вступило в силу «предварительно».

Не исключено инициирование аналогичного референдума по Украине и иным странам ВП в других членах ЕС, например, в Германии, Венгрии и Чехии. Всё это пугает Брюссель и инициаторов ВП. Ассоциация ЕС с шестью странами ВП, подразумевающая и зону свободной торговли, которая гарантирует доступ ЕС на постсоветские рынки в одностороннем порядке, была смыслом и целью этой программы.

В этой связи симптоматично, что в Люксембурге 18 апреля, т.е. накануне обсуждения в голландском парламенте вопроса с ассоциацией, состоялась встреча глав МИД членов ЕС, на которой обсуждались дальнейшие действия по программе “Восточное партнёрство”. Официально программа ставит цель сотрудничества и интеграции связей ЕС с шестью соседями:  это Украина, Грузия и Молдова, подписавшие соглашения об ассоциации, а также Белоруссия, Армения и Азербайджан. При этом Белоруссия и Армения уже являются членами ЕАЭС.

Глава МИД Польши Витольд Ващиковский перед встречей министров заявил, что ЕС должен обдумать, как дальше развивать программу Восточного партнерства:  “Мы должны решить, эту программу поделить, или сохранить, но индивидуально для каждого участника предложить какую-то программу сотрудничества", - сказал Ващиковский. Он добавил, что ожидает объяснений представителя Нидерландов на тему референдума, в котором большинство граждан высказались против ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной: “Если мы говорим в Европе о солидарности, то мы все должны быть солидарны. ... Европейская солидарность обязывает все стороны", - сказал он.

Примечательно, что среди возможных вариантов трансформации ВП по- прежнему нет самого главного — учёта мнения России в этом вопросе. А кризис с ВП на Украине, переросший в трагедию, показывает, что похожий результат почти неизбежен в любой стране бывшего СССР.

ВП предусматривает ассоциацию с бывшими советскими республиками, население и деловые круги которых традиционно, ещё со времён Российской империи и СССР тесно и по всем параметрам (экономическим, культурным, гуманитарным и пр.) связаны с РФ. Силой заменить одни связи другими, не учтя законные интересы России, но самое главное, мнение самих граждан тех стран, которые попали под каток ЕСовского эксперимента, нельзя, и не получится. Ситуация с Украиной показала, что может быть в итоге. Но, судя по словам Ващиковского, в Брюсселе, а также, в Варшаве и иных ориентирующихся на Польшу европейских столицах, так ничего не поняли и ничему не научились.

И в этой ситуации интересно, как «адвокаты киевского режима» в ЕС будут преодолевать результаты голландского референдума?    


Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Русский Военнопленный
23.04.2016 13:06
..... Весь крупный бизнец даже РФ, а не только Украины, давно ассоциирован с ЕС. ..... Делать вид, будто РФ от ЕС "самостийна", получается не очень. ..... То, что некоторые крупные РФ-овские "авторитеты" отдались Китаю, положения не меняет. .....

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».